ЭССЕ
Мне скучно
без вас в
пустом
классе
Скоро
звонок!
Школа зовет!
Это самый
святой
призыв,
после
призыва
защищать
Родину.
И буквально
за два – три
дня поселок
уподобляется
огромному
распускающемуся
цветку,
многоцветному,
красивому. В
него
вселяется
дух,
возвращается
жизнь. И
ощущаешь,
осмысливаешь,
может быть,
до сих пор
не раскрытую
для тебя
истину:
оказывается,
поселок,
насчитывающий
более чем
4000 жителей,
признанный
центром
большого
улуса,
будущий
город
республики с
его
масштабными
перспективами,
ничего не
будет
значить, не
сможет жить
без своих
самых
молодых
граждан, без
детей.
А дети
готовятся к
школе. Надо
приобрести
учебники,
тетради,
ручки,
линейки,
цветные
карандаши.
Уложить все
это в
портфели.
Надо
подготовить
школьную
форму, надо
выглядеть
покрасивее…
А мы учителя
заполнили
свои
учительские.
Обменялись
приветствиями,
впечатлениями.
И надо ведь,
чтобы в
наших
портфелях
тоже лежали
к новому
учебному
году новые
календарно –
тематические
,
воспитательные
планы, новые
надежды, а
сердца
переполнялись
трепетным
ожиданием
встречи с
нашими
питомцами и
нас
охватывало
неопределенное,
смутное
состояние
волнения и
радости!
Если вас
действительно
охватывают
такие
чувства, это
хорошо, и к
вам
обязательно
придет
победа, вы
будете
награждены
самым
почетным
орденом,
учрежденным
детьми всего
мира, - их
любовью и
доверием. Но,
а если вас
мучает даже
представление
о ваших
будущих
уроках, о
встречах с
этой не
любящей
подчиняться
приказам
толпой? Что
тогда?
Но лучше,
если дело не
дойдет до
этого, и вы
постепенно …
Однако
решайте сами,
как
поступать!
По
непредвиденным
обстоятельствам,
уходя из
школы на
другую
работу, я не
выдержала и
двух дней.
Оказалась в
пустыне, где
нет моего
самого
любимого
шума –
детского
шума. Вдруг
я ощутила
себя никому
не нужной,
брошенной,
без сил и
жизненной
энергии. Мне
не хватало
моих
учеников, их
веселого
смеха, шума.
А это все
было мне
необходимо
как воздух,
как вода …
На третий
день я
вернулась к
ним – моим
ученикам,
после долгой
двухдневной
разлуки за
20 лет…
Вот мой
класс! В
ушах у меня
звенят
звонкие
голоса, смех
детей. Что
это? Детский
шум?
Радостный,
веселый, и
такой родной…
Какие
красивые
дети,
сколько
улыбок! Наша
первая
фотография с
морем цветов.
Неужели все
они
сфотографировались
только для
того, чтобы
запечатлеть
на них свою
радость
перед
школьным
звонком?
Чего вы,
дети, ждете
от меня?
Ваши улыбки
вселяют в
меня
радостную
тревогу. Вы
так щедры и
доверчивы к
своему
учителю.
Что вы
хотите?
Чтобы я
научила вас
считать,
решать
задачи,
уравнения?
А если я
окажусь злым,
строгим,
буду вас
наказывать
за каждый
ваш
проступок,
буду кричать
на вас? Как
же тогда –
вы все –
таки будете
тянуться к
математике?
Нет, я точно
знаю - этого
не
произойдет.
Вы разлюбите
учителя со
всеми его
науками,
мудростями,
добрыми
намерениями
по отношению
к вам. Так о
чем же
говорят ваши
улыбки, что
мне читать в
них?
«Мы добрые
от рождения,
не делайте
нас злыми!»
5–8 классы –
мой любимый
возраст. Они
наивны,
любознательны,
им все
интересно, с
ними легко,
но в то же
время они
шалуны,
озорники.
Нельзя было
бы строить
настоящую
педагогику,
не будь
детских
шалостей.
Они дают
пищу для
того, чтобы
педагогическая
мысль
двигалась
дальше и
чтобы
воспитатели,
т. е мы были
постоянно
озабочены
необходимостью
думать
творчески,
проявлять
новаторство,
педагогическое
дерзание.
Какая скука
для педагога
заниматься с
детьми,
имеющими
сознательность
и поведение
умудренных
жизненным
опытом
взрослых!
В конце
концов,
зачем мы так
восстаем
против
детских
шалостей?
Почему
взрослые
склонны
видеть в них
что – то
вроде
преступления,
принимают их
нарушения
сознательной
дисциплины?
Мне кажется,
и я даже
уверена в
этом, детей
надо
принимать
такими,
какие они
есть. Любить
надо не за
что – то, а
за то, что
они есть.
Шалость
детей
нарушает
наше
спокойствие,
создает
проблемы в
воспитании,
которые нам
порой не под
силу
разрешить
педагогическими
путями.
Шалуны –
сообразительные,
остроумные
дети,
умеющие
применять
свои
способности
в любых
неожиданных
условиях и
вызывать у
взрослых
чувство
необходимости
переоценки
ситуаций и
отношений …
Шалуны –
жизнерадостные
дети: они
помогают
другим быть
резвыми,
подвижными,
уметь
обороняться
…
Шалуны –
дети с
сильными
тенденциями
к
саморазвитию,
самовыдвижению;
они
восполняют в
себе
просчеты
педагогов в
развитии их
индивидуальных
способностей
Шалуны –
дети с
юмором,
видят
смешное в
самом
серьезном,
умеют
загонять
безалаберных
в необычные
для них
ситуации и
любят
потешаться
над ними;
они дарят
хорошее
настроение и
смех не
только самим
себе, но и
другим,
чувствующим
юмор …
Шалуны –
общительные
дети, ибо
каждую свою
шалость они
творят в
общении со
всеми, кто
только
заслуживает
быть
участником
их шалостей
…
Шалуны –
деятельные
мечтатели,
стремящиеся
к
самостоятельному
познанию и
преобразованию
действительности
…
Шалуны –
мысль
педагогов,
объект
педагогики.
Шалунов
можно
наказывать,
но и
поощрять.
Хвалить
нужно в
первую
очередь
слабых
учеников,
поощрять их
самую
незначительную
удачу. И не
бояться
завысить их
отметку.
Главное –
чтобы каждый
ребенок
узнал вкус
успеха.
Что делать
этим шалунам,
этим
деятельным
фантазерам
Гарику, Нике,
Стасику,
Роме, Айсену,
Саше,
Сулейману,
Егору и
многим –
многим
другим во
время
школьных
перемен в
классе или
школьных
коридорах, в
учебных
кабинетах во
время урока,
оставленных
учителем на
2 – 3 минуты?
Шалость
ценное
качество
ребенка,
только надо
управлять им,
не подавлять
его, а
преобразовать.
Как делать,
чтобы
детские
шалости
преобразовывались,
а не
подавлялись?
Как это
сделать на
переменах?
Во время
уроков? К
сожалению
эта проблема
мною не
решена и, по
всей
вероятности,
не будет
решена, все
же я могу
быть
спокойна на
этот раз
больше, чем,
может быть,
некоторые
мои коллеги.
Спокойна
потому, что
и на уроках
и переменах
я с ними. На
уроках я
учитель,
консультант,
а на
переменах –
собеседник,
старший
товарищ, или
просто друг.
В практике
нашей школы
в отличие от
других школ
улуса давно
введены
пятидневка и
обычные 45 –
минутные
уроки. По
субботам
дети дома,
со своими
родителями.
Что же в
таких
условиях
получится?
Для интереса
я подсчитала,
и получилось
вот что:
Количество
учебных дней
в одном году
– 240.
Количество
уроков в
среднем в
одном классе
– 1150 =
52020 минут.
Количество
уроков за 7
лет обучения
(с 5 по 11
кл) - 8050 =
362250 минут.
Время
активного
общения
педагога с
детьми (на
уроках, на
переменах,
после уроков)
в одном году
- 66450
минут.
Время
активного
общения
педагога с
детьми за 7
лет обучения
в школе -
463050 минут!
Кажется,
какой он
длинный –
учебный год!
Но если ты
любишь их
всем сердцем,
если их шум
и смех
необходимы
тебе как
воздух,
много ли это?
До свидания,
мои дорогие!
Дети,
приходите
поскорее!
Мне скучно
без вас в
пустом
классе! |