ЭССЕ

Мне скучно без вас в пустом классе

Скоро звонок! Школа зовет!


Это самый святой призыв, после призыва защищать Родину.
И буквально за два – три дня поселок уподобляется огромному распускающемуся цветку, многоцветному, красивому. В него вселяется дух, возвращается жизнь. И ощущаешь, осмысливаешь, может быть, до сих пор не раскрытую для тебя истину: оказывается, поселок, насчитывающий более чем 4000 жителей, признанный центром большого улуса, будущий город республики с его масштабными перспективами, ничего не будет значить, не сможет жить без своих самых молодых граждан, без детей.
А дети готовятся к школе. Надо приобрести учебники, тетради, ручки, линейки, цветные карандаши. Уложить все это в портфели. Надо подготовить школьную форму, надо выглядеть покрасивее…
А мы учителя заполнили свои учительские. Обменялись приветствиями, впечатлениями. И надо ведь, чтобы в наших портфелях тоже лежали к новому учебному году новые календарно – тематические , воспитательные планы, новые надежды, а сердца переполнялись трепетным ожиданием встречи с нашими питомцами и нас охватывало неопределенное, смутное состояние волнения и радости!
Если вас действительно охватывают такие чувства, это хорошо, и к вам обязательно придет победа, вы будете награждены самым почетным орденом, учрежденным детьми всего мира, - их любовью и доверием. Но, а если вас мучает даже представление о ваших будущих уроках, о встречах с этой не любящей подчиняться приказам толпой? Что тогда?
Но лучше, если дело не дойдет до этого, и вы постепенно …
Однако решайте сами, как поступать!
По непредвиденным обстоятельствам, уходя из школы на другую работу, я не выдержала и двух дней. Оказалась в пустыне, где нет моего самого любимого шума – детского шума. Вдруг я ощутила себя никому не нужной, брошенной, без сил и жизненной энергии. Мне не хватало моих учеников, их веселого смеха, шума. А это все было мне необходимо как воздух, как вода …
На третий день я вернулась к ним – моим ученикам, после долгой двухдневной разлуки за 20 лет…
Вот мой класс! В ушах у меня звенят звонкие голоса, смех детей. Что это? Детский шум? Радостный, веселый, и такой родной…
Какие красивые дети, сколько улыбок! Наша первая фотография с морем цветов. Неужели все они сфотографировались только для того, чтобы запечатлеть на них свою радость перед школьным звонком?
Чего вы, дети, ждете от меня?
Ваши улыбки вселяют в меня радостную тревогу. Вы так щедры и доверчивы к своему учителю.
Что вы хотите? Чтобы я научила вас считать, решать задачи, уравнения?
А если я окажусь злым, строгим, буду вас наказывать за каждый ваш проступок, буду кричать на вас? Как же тогда – вы все – таки будете тянуться к математике? Нет, я точно знаю - этого не произойдет. Вы разлюбите учителя со всеми его науками, мудростями, добрыми намерениями по отношению к вам. Так о чем же говорят ваши улыбки, что мне читать в них?
«Мы добрые от рождения, не делайте нас злыми!»
5–8 классы – мой любимый возраст. Они наивны, любознательны, им все интересно, с ними легко, но в то же время они шалуны, озорники. Нельзя было бы строить настоящую педагогику, не будь детских шалостей. Они дают пищу для того, чтобы педагогическая мысль двигалась дальше и чтобы воспитатели, т. е мы были постоянно озабочены необходимостью думать творчески, проявлять новаторство, педагогическое дерзание.
Какая скука для педагога заниматься с детьми, имеющими сознательность и поведение умудренных жизненным опытом взрослых!
В конце концов, зачем мы так восстаем против детских шалостей? Почему взрослые склонны видеть в них что – то вроде преступления, принимают их нарушения сознательной дисциплины? Мне кажется, и я даже уверена в этом, детей надо принимать такими, какие они есть. Любить надо не за что – то, а за то, что они есть. Шалость детей нарушает наше спокойствие, создает проблемы в воспитании, которые нам порой не под силу разрешить педагогическими путями.
Шалуны – сообразительные, остроумные дети, умеющие применять свои способности в любых неожиданных условиях и вызывать у взрослых чувство необходимости переоценки ситуаций и отношений …
Шалуны – жизнерадостные дети: они помогают другим быть резвыми, подвижными, уметь обороняться …
Шалуны – дети с сильными тенденциями к саморазвитию, самовыдвижению; они восполняют в себе просчеты педагогов в развитии их индивидуальных способностей Шалуны – дети с юмором, видят смешное в самом серьезном, умеют загонять безалаберных в необычные для них ситуации и любят потешаться над ними; они дарят хорошее настроение и смех не только самим себе, но и другим, чувствующим юмор …
Шалуны – общительные дети, ибо каждую свою шалость они творят в общении со всеми, кто только заслуживает быть участником их шалостей …
Шалуны – деятельные мечтатели, стремящиеся к самостоятельному познанию и преобразованию действительности …
Шалуны – мысль педагогов, объект педагогики.
Шалунов можно наказывать, но и поощрять. Хвалить нужно в первую очередь слабых учеников, поощрять их самую незначительную удачу. И не бояться завысить их отметку. Главное – чтобы каждый ребенок узнал вкус успеха.
Что делать этим шалунам, этим деятельным фантазерам Гарику, Нике, Стасику, Роме, Айсену, Саше, Сулейману, Егору и многим – многим другим во время школьных перемен в классе или школьных коридорах, в учебных кабинетах во время урока, оставленных учителем на 2 – 3 минуты?
Шалость ценное качество ребенка, только надо управлять им, не подавлять его, а преобразовать.
Как делать, чтобы детские шалости преобразовывались, а не подавлялись? Как это сделать на переменах? Во время уроков? К сожалению эта проблема мною не решена и, по всей вероятности, не будет решена, все же я могу быть спокойна на этот раз больше, чем, может быть, некоторые мои коллеги. Спокойна потому, что и на уроках и переменах я с ними. На уроках я учитель, консультант, а на переменах – собеседник, старший товарищ, или просто друг.
В практике нашей школы в отличие от других школ улуса давно введены пятидневка и обычные 45 – минутные уроки. По субботам дети дома, со своими родителями. Что же в таких условиях получится? Для интереса я подсчитала, и получилось вот что:
Количество учебных дней в одном году – 240.
Количество уроков в среднем в одном классе – 1150 = 52020 минут.
Количество уроков за 7 лет обучения (с 5 по 11 кл) - 8050 = 362250 минут.
Время активного общения педагога с детьми (на уроках, на переменах, после уроков) в одном году - 66450 минут.
Время активного общения педагога с детьми за 7 лет обучения в школе - 463050 минут!
Кажется, какой он длинный – учебный год! Но если ты любишь их всем сердцем, если их шум и смех необходимы тебе как воздух, много ли это?
До свидания, мои дорогие! Дети, приходите поскорее!
Мне скучно без вас в пустом классе!

   
 
Hosted by uCoz