Учебная
работа.
1.
Применяемая
технология:
КСО (коллективный
способ
обучения)
Методики:
- Методика
работы по
вопросникам;
-
Взаимообмен
заданиями;
- Методика
по
проведению «взаимных
диктантов»;
- Методика «Простая
развивающая
кооперация».
ИКТ:
Виртуальная
школа
Кирилла и
Мефодия.
Витаминный
курс «Математика.
6 класс»
2.
Коллективным
обучением мы
понимаем
такое
обучение,
при котором
коллектив
обучает
каждого
своего члена.
Но чтобы в
классе
происходило
коллективное
обучение,
необходимо,
чтобы каждый
по очереди
выступал то
в роли
обучаемого,
то в роли
обучающего.
Такая работа
возможна и
целесообразна,
если
учащиеся
работают в
парах
сменного
состава.
При
групповой
форме
организации
не коллектив
обучает
каждого
своего члена,
а дин
человек (учитель)
одновременно
обучает
целый класс
школьников
или
нескольких
учеников.
Одной из
методик этой
педагогической
технологии,
основанной
на
коллективных
занятиях,
является
методика по
проведению «взаимных
диктантов».
Для
проведения
ВД по какой
– либо теме
каждый
ученик
предварительно
должен
хорошо
подготовиться
по своему
диктанту,
т.е. работе
в парах
предшествует
хорошо
организованная
индивидуальная
работа.
Парная
учебная
работа
заключается
в том, что
оба ученика
занимаются
только друг
с другом и
ни с кем
более на
определенном
этапе
обучения,
осуществляя
взаимопомощь
и
взаимоконтроль,
взаимопроверку
выполненных
заданий. На
первом этапе
работа
проходит в
замкнутой,
статической
паре. Однако
после
проведения
нескольких
диктантов (по
нескольким
изученным
темам) эта
работа может
быть
проведена и
в малой
группе, как
итог
обсуждения
полученных
ответов,
выполненных
заданий в
диктантах.
Учащиеся
работают в
паре
следующим
образом:
1. Вначале
каждый
ученик
работает со
своим
текстом (одним
из вариантов
диктанта)
самостоятельно,
индивидуально,
отвечая на
все
поставленные
вопросы,
выполняя все
задания
текста
письменно.
Если ему
необходимо
получить
консультацию
– обращается
к учителю.
Каждый
ученик
должен
хорошо
подготовиться
к работе в
паре.
2. Работа в
паре. Один
ученик из
пары читает
второму
текст по
своим
вопросам.
Другой пишет,
отвечает на
вопрос. И
наоборот,
второй
ученик
первому
также читает
вопрос, а
первый
отвечает
письменно на
этот вопрос.
Работа
осуществляется
с
чередованием
задавания (проговаривания)
друг другу
вопросов и
написания
ответов на
них до тех
пор, пока не
окончится
текст
диктанта.
3. Учащиеся
в паре
совместно (либо
индивидуально)
проверяют
ответы на
вопросы друг
у друга.
4. После
проведения
нескольких
диктантов
обсуждение
ответов
выносится на
контроль
малой группы,
т.е ответы
обсуждаются
в малой
группе или
перед всем
классом.
Методика
работы по
вопросникам.
Как
утверждает
профессор
В.К.Дьяченко,
опыт показал
целесообразность
применения
вопросников
с младших
классов.
Если ученики
в младших
классах
изучали
математику в
парах
сменного и
постоянного
состава,
используя
карточки, а
в отдельных
случаях и
вопросники,
то в среднем
звене, а
именно с
пятого
класса,
работу с
вопросниками
можно
проводить
систематически,
начиная с
первых дней
занятий в
сентябре,
используя
для этого
вопросники.
Методика
работы с
вопросниками
может
вестись по
разному.
Можно
опросный
лист
вывесить на
доске и
предложить
по каждому
вопросу всем
ученикам
подготовиться,
а затем дать
ответы,
обратив
особое
внимание на
лучшее.
Каждый ответ
ученики
иллюстрируют
своими
примерами.
Когда все
вопросы
рассмотрены
и выполнены
необходимые
упражнения,
учитель
перед
классом
показывает,
как нужно
отвечать,
чтобы
получить за
знание
теории
высший балл.
Дома ученики
самостоятельно
повторяют
какую – то
часть
материала
согласно
указаниям
учителя,
выполняют
упражнения.
В классе,
работая в
парах,
ученики
проверяют
друг друга,
добиваясь
правильных и
полных
ответов на
каждый
вопрос, и
приводят
свои примеры.
Те, кто
подготовился
по всем
вопросам,
давая
правильные
формулировки
и объяснения,
умело их
конкретизируя,
отвечают
учителю.
Получившие
«5»
становятся
проверяющими.
Они ставят
оценки в
ведомости,
которая
вывешивается
на видном
месте.
К классе
обычно идет
изучение
учебного
предмета по
одному и
тому же
вопроснику.
(например,
все ученики
работают по
теме «Треугольники»
или «Четырехугольники»
- работа
ведется по
методике
сотрудничества
учащихся по
горизонтали).
Сколько
времени
следует
отводить на
работу по
каждому
вопроснику –
дело
индивидуальное
и
определяется
учителем.
Процедура
совместной
работы по
вопроснику в
паре
довольно
простая.
Один ученик
ставит
вопросы,
другой
отвечает.
Обычно
спрашивающий
является
учеником
более
подготовленным
и уже
проверенным,
хотя это и
не
обязательно.
Если
возникли
затруднения
с ответом,
то ответ
дает
проверяющий,
но после
этого они
вместе
сверяют
ответы по
учебнику,
ищут, если
возникла
необходимость,
примеры,
подтверждающие
правило.
Такое
доучивание
происходит
на первом
этапе работы
по данному
вопроснику.
Если же
отвечающий
сравнительно
легко и
правильно
отвечает и
не нуждается
в
специальном
доучивании,
то
проверяющий
отмечает
только те
пункты (вопросы),
по которым
нужно еще
поработать.
Как правило,
проверяющие
предъявляют
очень
жесткие
требования и
оценивают
довольно
часто строже
педагога.
Эту методику
очень удобно
применять на
уроках
геометрии в
7 – 8
классах в
виде зачета.
На начальном
этапе
изучения
темы всем
раздается
вопросник (обычно
около 15 –
20 вопросов,
4-5 задач).
Ребята в
ходе
прохождения
тем
готовятся к
зачету и по
завершении
изучения,
начинают
сдавать по
выше
указанной
методике. (подробнее)
Методика «Простая
развивающая
кооперация»
Уясните
число
участников
кооперации.
Разделите
темы на
каждого
ученика.
Выясните
очередность
выступления.
Договоритесь
о
продолжительности
подготовки.
(4 – 7 мин)
Подготовьте
информацию
для
выступления.
Для этого
необходимо:
А) прочитать
текст
Б) выделить
главное в
тексте
В) составить
план
выступления
Г) ответить
устно на
вопросы в
конце
параграфа
6.
Внимательно
слушайте
выступающих.
7. Выступите
с
информацией
перед
группой.
Требования к
выступлению:
А)
выступление
должно быть
кратким,
четким
Б)
придерживайтесь
плана ответа
В) в конце
сделайте
вывод
8. Задавайте
вопросы по
тексту.
9.
Поблагодарите
друг друга
за
совместную
работу.
Методика «Взаимообмен
заданиями»:
Объяснение
учителя.
Ученик сам
решает,
проверяет у
учителя и
обменивается
карточкой с
товарищем.
(1. задание
объясняет;
2. дает
делать
товарищу).
Воспитательная
работа.
1.
Применяемая
технология:
КТД (коллективное
творческое
дело)
2. КТД –
коллективное
творческое
дело (
деятельность)
– одна из
важнейших
составляющих
технологии
коллективного
творческого
воспитания
И.П. Иванова.
Это такая
организация
деятельности,
при которой
все члены
коллектива
участвуют в
планировании,
осуществлении
и анализе
деятельности,
имеющей
характер
коллективного
творчества и
заботы об
общественном
благе.
Технология
КТВоспитания
разработана
И.П.Ивановым
для детских
коллективов,
но многие ее
компоненты
вполне
применимы и
к работе со
взрослыми.
По
содержанию
КТД могут
быть любыми
– обучающими,
трудовыми,
организационными,
политическими
и т. д., но
обязательно
должны иметь
характер
общей заботы
о людях, об
общественной
пользе.
Главная цель
КТД –
создать
условия для
самореализации
каждого
члена
коллектива,
для
проявления и
развития
всех ее
способностей
и
возможностей.
Поэтому КТД
опирается на
творческую,
созидательную
деятельность.
Особая роль
в КТД
отводится
самодеятельности
и
самостоятельности
работы. В
детском
коллективе
существует
формула
четырех «само»:
1. «сами
придумываем»
2. «сами
планируем»
3. «сами
делаем»
4. «сами
анализируем»
Такая
целеустремленная
организационно
–
разнообразная
деятельность
требует
достаточно
больших
затрат и сил,
хотя,
приносят
удовлетворение
участникам,
и ощутимую
пользу
коллективу.
(схема)
Система
коллективных
отношений -
сотрудничества,
взаимопомощи
и
ответственной
зависимости
складывается
в процессе
творческой
деятельности,
включающей
несколько
этапов.
I этап.
Намечается
проблематика,
сроки,
привлекаемые
люди, группы,
лидеры,
условия.
II этап.
Осмысливаются
задачи,
определяются
участники,
объем и
сроки работы,
состав групп,
запускается
механизм
самопланирования:
руководящие
органы КТД (совет
дела)
уточняют,
конкретизируют
задачи, план
подготовки и
проведения,
организуют
работу
добровольцев
по
оформлению
мероприятия.
При
формировании
групп
необходимо
учитывать:
- желание
объединяться,
взаимоотношения
ребят.
Нельзя
включать в
одну группу
детей,
взаимно
отвергающих
друг друга;
- возможный
темп работы
каждого
ребенка;
- разные
способности
учащихся;
Оптимальная
величина
групп
составляет 5
– 6 человек.
III этап. На
этом этапе
осуществляется
программа
достижения
общего
результата,
коллективная
подготовка.
IV этап.
Проведение
дела.
V этап.
Коллективный
анализ.
Применяется
рефлексия –
разбор
недостатков
и их причин.
VI этап.
Решение о
последействии.
3. В нашем
классе 23
учащихся. 10
девочек и 13
мальчиков. Я
работаю в
этом классе
классным
руководителем
второй год –
приняла их с
7 – го
класса. С
чего
началась
наша
коллективная
деятельность?
Прежде всего,
класс
разбили на 4
группы,
учитывая
пожелания
самих детей
и результаты
тестирования
(социометрии
«Определение
межличностных
отношений в
классе»). В
каждой
группе есть
с вой лидер.
1 - я группа
2 - я группа
3 - я группа
4 - группа
1. Земляная
Оля - лидер
2. Щербакова
Аня
3. Еремеева
Наташа
4. Харитонов
Ника
5. Пономарев
Ваня
6. Наурузов
Шамиль
1. Ефременко
Женя - лидер
2. Ярошенко
Наташа
3. Филиппова
Нина
4. Иванова
Айаана
5.
Абубакаров
Ибрагим
6. Попов
Проня
1. Гусева
Таня - лидер
2.
Кирпичникова
Женя
3. Егорова
Лена
4. Белямов
Гена
5. Сивцев
Айсен
1.ПостернакОксана
- лидер
2. Шитова
Оля
3.
Епифанцева
Лида
4. Востриков
Саша
5. Стручков
Гарик
6. Федоров
Алеша
Каждая
группа
проводит
свое КТД.
При этом
придерживается
строго выше
указанных
этапов. Если
в прошлом
году идея,
мысль в
основном
исходили от
меня, то в
этом учебном
году тему,
проблему КТД
дети
полностью
взяли в свои
руки. т.е от
классического
КТД мы
постепенно
перешли к
личностно –
ориентированному
КТД.
Активность
школьников в
классическом
КТД
воспринимается
школьниками
и педагогами
как «наша»,
общая.
В личностно
–
ориентированном
КТД
результат
все тот же –
позитивная
активность,
но акцент
другой – «моя
активность»,
«мой вклад»,
«дело для
меня».
В
коллективном
планировании
при
личностной
ориентации
КТД наряду с
сохранением
общей идеи «от
предложений
каждого к
общему плану
дела»
добавляются
новые
акценты:
подчеркнутое
авторство
идей,
предложений,
планировании
советом дела
на основе не
только
проектов
групп, но и
индивидуальных
проектов (и,
следовательно,
на этапе
планирования
надо
обеспечить
ребятам
возможность
выбора –
работают ли
они в группе
или
индивидуально),
подчеркнутое
признание
ценности как
принятых,
так и не
принятых к
реализации
идей (например,
в форме
создания «банка
авторских
запасных
идей»),
признание
вклада в
коллективное
планирование
не только
авторов идей,
но и ребят,
выполняющих
другие роли.
Осенью в
сентябре
месяце, в
нашем банке
появились
следующие
идеи:
Проводить
классные
часы,
мероприятия
по группам;
Организовать
выезды в
город Якутск,
Булуус;
Организовать
дни рождения
по месяцам;
Организовать
чаепития по
праздникам и
т. д.
Таким
образом мы
распределили
сроки
проведения
мероприятий
классных
часов по
группам:
1 группа –
Кл/час на
тему «Заешьте
отбивную
апельсином»
-19, 11, 07
1 группа –
Кл/час на
тему «Мы
против того,
чтобы ты
курил» - 10.
12. 07
4 группа –
диспут на
тему «Жизнь
подростка» -
26. 01. 08
2 группа –
Кл/час ко
дню Святого
Валентина –
18. 02. 08
3 группа –
праздник «С
днем
защитника
Отечества» -
22.02.08
3 группа -
чаепитие с 8
Марта -
3.03.08
4 группа -
7.04.08
2 группа -
19.05.08
Причем эти
мероприятия
все
оцениваются
по
пятибалльной
системе по
следующим
критериям:
массовость (участие
членов
группы),
актуальность
выбранной
тематики,
подготовительная
работа,
содержание
мероприятия,
оригинальность.
Дети с
большим
желанием
участвуют в
такой работе,
очень
серьезно
готовятся к
предстоящему
мероприятию,
становятся
более
сознательными,
серьезными.
Во время
подготовительной
части
работают с
литературой,
копаются в
Интернете,
советуются
друг с
другом,
обмениваются
мнениями,
информацией,
больше
общаются, в
классе
создается
дружелюбный
климат. |